Бывают такие моменты, когда ты находишь что-то, что слегка раздвигает твои представления о реальности.
В данном случае, я случайно залез на территорию
yuripasholok. Но он обычно рассматривает сумасшедшие проекты с точки зрения патентных бюро и всевозможных отделов изобретений, которым приходилось рассматривать
подобные заявки. Мне же попался рассказ о том, как эта ситуация выглядела со стороны самого изобретателя с "революционной" идеей. Итак, это статья шестидесятых годов, в которой автор рассказывает, как он в 1940 году пытался протолкнуть английскому военному ведомству проект боевой шагающей машины.

"Эта история началась где-то в январе 1940 года, [в Англии,] в самый разгар "странной войны". В то время многие люди переживали и были раздражены из-за того, что ресурсы страны не находили себе адекватного применения. Я тогда как раз прочёл "Оборону Британии" известного военного эксперта Б.Г. Лиддел-Гарта, где он неоднократно повторял свой вывод, что оборона настолько превзошла нападение, что любые боевые действия обязательно закончатся окопами и непроходимой грязью образца 1917 года: грязь и противотанковая артиллерия обесценила танк. Я должен подчеркнуть, что на дворе был январь 1940 года, и никто ещё ничего не знал о манёвренной танковой войне.
(
Лиддел-Гарт действительно написал книгу о том, что в современной войне оборона - это лучшая форма нападения, и что англичанам с французами осталось только дождаться того момента, когда немцы нападут и обломают об их позиции свои рога. По понятным причинам, после 1940 года Лиддел-Гарт предпочёл сделать вид, что этой книги вообще никогда не было - Г.Н.)
Несложно понять недостатки гусениц, когда они утопают в мягком грунте или в грязи. При движении вперёд гусеницы должны постоянно пробивать колею в толстом слое грунта. Менее очевидная проблема связана с эффектом масштабирования. Чтобы иметь возможность игнорировать огонь вражеской артиллерии, танковая броня должна быть толстой. Очень толстая броня приводит к большому танку, а рост размеров увеличивает давление гусениц на грунт. Результат показан на рис.1: слева условно показана площадь гусениц 14-тонного танка 1940 года, а рядом нарисован танк такой же формы, но весом в 1000 тонн. Гусеницы обоих танков спроектированы в расчёте на одинаковое давление на грунт. У большого танка гусеницы занимают почти всю нижнюю поверхность".
Рис.1. Эффект масштабирования для гусениц: 14-тонный танк и 1000-тонная машина с сопоставимым давлением на грунт.
"Размышляя о книге Лиддел-Гарта, я вдруг осознал, что в непролазной грязи лошадь лучше трактора. Передвижение при помощи ног не только не вспахивает почву, но и, судя по всему, более терпимо к давлению на грунт и обещает большую проходимость в сложных условиях по сравнению с гусеничным ходом, так как ногами можно перешагивать через препятствия. Вдобавок, ноги по-настоящему крупного шагохода вполне могут оказаться более крепкими и устойчивыми к попаданиям, чем гусеницы.
Я поделился своими мыслями с товарищем (ныне покойным), в результате чего у нас начался период напряжённой работы, направленной на создание боевой шагающей машины".
( Achtung, Behemothen! )