gest: (Default)
[personal profile] gest
Знаете, не могу сказать, что я не думаю о тортах.

Я о них думаю.

Это крайне многофакторный вопрос. Например, из-за того, что задача и ответ сформулированы на украинском языке, они сразу же отсылают ко всем отечественным стереотипам про украинцев. У меня вот возникло острое желание раскрыть украинскую тему, и какое-то время я даже вяло пытался этого избежать, потому что здесь это не главное; но дело в том, что последние несколько дней разные украинские темы меня просто преследовали, и я не смог удержаться. Коты хотели, чтобы я их упомянул, они требовали этого, бессмертные строки кацапоязычной украинской поэтессы стучали у меня в голове и били в сердце. Но всё равно, это не главное.

У вопроса ещё есть математическое измерение, которого я тоже попытался коснуться, философское и какое угодно.

Вишенкой на торте, во всех смыслах слова, является тот факт, что, как выяснилось, в украинском учебнике был ответ 4 кг. Нет, серьёзно, я проверил - в обоих изданиях этого учебника (где просят узнать вес и где просят узнать массу) приводится правильный ответ. Неправильный ответ был в левом пособии для домашних заданий с примерами решения задач.

Немая сцена, занавес. Над кем смеётесь? Над собой смеётесь.

Прочитав, что официальным ответом на задачу "торт весит 4/5 кг и ещё 4/5 своего своего веса, сколько весит торт?" является 1 кг 440 г, нормальные люди просто посмеялись и высказали ряд обидных предположений об интеллектуальной состоятельности авторов подобного "решения". Но кто-то, напротив, стал защищать этот ответ и приводить аргументы в его пользу. Ведь это же официальный ответ из учебника! В качестве аргументов упоминался здравый смысл ("где вы видели торт, который весит 4 кг?"), особенности преподавания арифметики в младших классах ("они ещё не проходили уравнения"), неизвестные нам особенности украинского языка ("возможно, что так можно понять условие именно на украинском языке").

Ещё раз. Это задача для детей. С элементарной математикой. С однозначным верным решением - 4 кг. Которое вытекает из условий задачи, и которое, как выяснилось, приводится в том же самом учебнике в качестве правильного ответа, как оно и должно быть. Но когда в качестве верного решения из учебника было предъявлено решение неверное, для некоторых людей этого оказалось достаточно, чтобы выбросить свой здравый смысл в корзину. И да, я понимаю, зачем это нужно с эволюционной точки зрения, потому что если бы все люди думали одинаково, люди бы вымерли. Но блин!

Слов нет. На обсуждениях подобных тем в социальных сетях примеры логических ошибок и сбоев в мышлении вырастают, как грибы после дождя. Я пока осилил только обсуждение у [livejournal.com profile] avva, но я уже под впечатлением.

Первое место в моей рейтинге получил следующий комментарий. Типаж комментатора - "примирительница". Женщина, которая пытается убедить обе стороны в том, что "и ты прав, и ты прав", и что не надо ругаться, у всех своя правда, даже у тех, кто считает, что ответ 4 кг. Просто они слишком агрессивные, и потому менее правые:

"Я понимаю оба лагеря. Но поскольку решение должно быть одно, я беру во внимание ещё один пласт возможных условий игры, уже не языка и логики, а традиций обучения младшеклассников. И эти традиции, как было озвучено, предполагают именно последовательное выведение решения из предыдущих математических действий.
Для меня это значит, что задуманный ответ, скорее всего, равен 1,440. Но я понимаю, как может выйти 4 кг, и мне не хочется заклеймить пришедших к этому выводу дебилами и двоечниками. Не понимаю я вот чего: почему такие прошаренные в логике люди буксуют на первой же несостыковке и впадают в агрессию".


Тут прекрасно всё. "Пласт возможных условий игры", "традиции обучения младшеклассников", "задуманный ответ". Ведь это же полная хрень, с первого и до последнего слова! По одной этой цитате можно эссе писать. (И весь тред характерный.)

***

Точно так же - это уже философия - было практически обосновано, что от перемены мест слагаемых сумма меняется.

С одной стороны, вроде как понятно, что если бы было написано, что "торт весит 4/5 своего веса и ещё 800 г", то торт точно весил бы 4 кг. "Масса торта составляет: 4/5 его массы и ещё 4/5 килограмма... Т.е. я абсолютно уверена, что при такой формулировке версии про 1.44кг не возникнет вообще".

Но если "торт весит 800 г и ещё 4/5 своего веса", то тогда он может весить и 1440 г. "В жизни так не бывает, чтобы была известна масса торта а потом ее спрашивали. Жизненная ситуация - по аналогии с линейкой выше в комментах. Взвешивают торт гирькой в 800г, другой гирьки нет. Смотрят, что вес торта это гирька плюс еще почти гирька. Кроме того, "и еще" предполагает обычно меньшую величину после себя. Говорят 2кг и еще 200г, а не наоборот".

Отсюда получаем, что 0,8 + 0,8x < 0,8x + 0,8.

***

А вообще, я ещё думал над тем, как можно корректно сформулировать условия, ведущие к ответу 1440 г. (Помимо того, какие ещё можно придумать ответы; например, предлагались остроумные 1600 г, потому что "4/5 килограмма и ещё 4/5 ЕГО..." - "Кого его? - "Килограмма же!".)

Самый простой вариант - "этого веса" вместо "своего веса". Но это все уже сказали.

Второй вариант - постулировать наличие двух тортов, один из которых весит 800 грамм, а второй весит столько же и ещё 4/5 от массы первого.

Третий вариант - самый художественный. Допустим, у нас был торт, который разрезали на равные части. Четыре куска съели, осталось пять (допустим, это был квадратный торт, на котором была изображена партия в крестики-нолики, поэтому его удобнее всего было разрезать на 9 частей ;)). Остаток торта весит 800 грамм. Сколько весил весь торт? Заметим, что здесь обходятся все подводные камни - да, это один и тот же торт, у которого, тем не менее, может быть два разных веса, до и после, из которых нам известен только один. Мы, естественно, можем взвесить только те куски, которые у нас остались, но отсутствующие куски относились к ним, как 4 : 5. Тогда изначально торт весил 1 кг 440 г.

Естественно, ровно такую же логику можно применить и к задаче в учебнике. Это упрёк тем людям, которые говорили, что "задача физически невозможна", "к тортам рекурсия неприменима", "в жизни так не бывает, чтобы была известна масса торта, а потом её спрашивали". От торта осталось 800 г. Было съедено 4/5 торта. Сколько весил торт? (Опять же, мы можем оценить только количество съеденного и измерить вес оставшегося, взвесить съеденное уже не получится.)

***

И я даже не уверен, что на этом тему торта можно будет закрыть.
This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

Profile

gest: (Default)
gest

April 2017

S M T W T F S
       1
2 3 4 5 6 78
9 10 11 12 13 1415
16 17 181920 21 22
232425 26272829
30      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 3rd, 2026 08:39 pm
Powered by Dreamwidth Studios