gest: (Default)
[personal profile] gest
Да, я тут вспомнил, я хотел в контексте "реалистичного Основания" процитировать Михаила Диунова: 

"Говоря об Османской империи до младотурок, когда у них начался типичный такой азиатский национализм с "эх вырежем всех армян, да и про греков с курдами не забудем", очень часто забывают, что тогда это было довольно необычное государство.

Оно совершенно не было национальным (отсюда в значительной мере проистекала та ненависть, с которой этнические турки стали убивать всех инородцев, после того, как "стало можно"). Империей управляла группа лиц, которых с полным правом можно назвать термином Шафаревича "малый народ".

Но это был очень интересный малый народ, он совсем не хотел умаления и ослабления империи, и очень активно работал ради ее процветания. Но для малого народа, собственно турки, особенно неграмотные массы турок крестьян, которых они откровенно презирали, были не более чем расходным материалом. Эти люди были искренними патриотами империи, которую считали своей, а турок воспринимали как некое временное недоразумение, промежуточную стадию исторического процесса, с которой стоит считаться лишь в силу их многочисленности.

А состоял этот малый народ прежде всего из греков-фанариотов, которые служа мусульманской империи и халифу, сохраняли православие и делали все, чтобы Османская империя была как можно более толерантна по отношению к иноверцам-христианам. При этом, они вполне спокойно подавляли восстания греков и славян против султана, так как любое уменьшение численности христианского населения в империи ставило их программу под угрозу.

Вторым по важности компонентом малого народа были европейские эмигранты из всех наций, от французов до поляков, которые приезжали на службу султанам и оставались в империи, сохраняя свою культурную идентичность и даже вступая в брак только в кругу "своих". Например, таким потомком эмигрантов был автор последнего гимна Османской империи - османский композитор Итало Сельвелли, который был потомком итальянцев на османской службе. Все эти люди традиционно занимали высокие посты и были очень влиятельны.

Все они были изгнаны в кемалистами в ходе реализации политики национализации.

Этнические турки в малом народе тоже были, но они обычно утрачивали свою этничность и проникались мировоззрением малого народа, которое понимали как османизм.

У этого малого народа была и своя идеология - Мегали Идеа - мысль об эволюционном восстановлении Византийской империи, с реставрацией христианской культуры и цивилизации, которая произойдет постепенно по мере окультуривания турок и увеличения влияния и численности греков и европейцев. И, стоит отметить, в XIX веке сюжет развивался именно в этом направлении.

Надо сказать, такая Турция, мне была бы более симпатична, чем нынешняя квазивестернизированная, азиатская деспотия".


(Обратите внимание, как ловко Диунов уравнивает иностранцев, принимавших ислам, с греками-фанариотами, которые оставались православными.)

Это в тему концовки того поста: когда я рассказал эту историю [livejournal.com profile] gilgamesch'у, он сказал, что такая версия "Основания" ему больше нравится - [не потому, что сюжет целиком повторяет реальную историю], а потому что в реальном мире всё именно так бы и происходило. Долгоиграющие хитрые планы реализуются именно с такой степенью точности.

В этой ситуации в очередной раз был собран Имперский Генеральный Штаб, который проанализировал обстановку и пришёл к выводу, что Византия со столицей в Константинополе исторически обречена, она не доживёт до конца кризиса, который теперь будет тянуться векам и веками. Было принято решение воспроизвести ранее сработавшую стратегию "translatio imperii" и снова перенести имперский центр, воссоздав его на новой этнической основе, чтобы занять удачную геополитическую позицию для дальнейшего расширения и возвращения утраченных территорий. Они ткнули пальцем в карту, определив потенциальное расположение новой сверхдержавы, способной в будущем бороться за гегемонию в масштабах Ойкумены...

Прогрессорская операция закончилась почти успешно. Но в этом "почти" была вся тонкость. Основные параметры нового государства-империи задать удалось, но трансляция культуры не произошла, переводные византийские тексты были постепенно отторгнуты русской культурой...

Перевезённый на Русь полный архив Третьего Основания был позорным образом утрачен несознательными местными кадрами ("библиотека Ивана Грозного"). Следовательно, новой сборки Имперского Генерального Штаба не случилось...


То есть, в рамках интеллектуальной игры, где мы постулируем существование технологии ("психоистории"), позволяющей делать невероятно точные долгосрочные прогнозы, происходит следующее. Византия накачивает Русь в качестве своего преемника-"терминатора", который должен будет возродить Империю и стать Империей. Россия получает свою историческую программу ("мочить турок-басурман, воевать за Константинополь и контроль над проливами, мы единственные легитимные наследники Рима"), но утрачивает архив с данными. Копирование файлов прервалось в самый критический момент, новой сборки психоисторического штаба не произошло.

При этом, психоисторический штаб (кадры имперской и церковной разведки) выживает в Османской империи, в захваченном турками Константинополе (а куда он денется?). И вынужденно начинает свою игру по сотворению "добра из зла, потому что больше его не из-чего делать". Так сказать, СССР - это наша родина во всём, кроме названия, и мы должны добросовестно ей служить, и т.д. Но это, в свою очередь, приводит константинопольский штаб к игре против России, которая хочет Османскую империю уничтожить. Условный Анвар-эфенди (из "Турецкого гамбита") гадит нам, потому что Россия: 1) стремится вырвать славянские и православные народы из-под власти Турции 2) хочет получить Царьград, установить крест на Святой Софии и выкинуть турок обратно в Азию. А это противоречит планам константинопольской криптоэлиты на трансформацию Османской империи в нужном ей направлении.

Так на новом витке преемники Третьего Основания воспроизвели конфликт между Вторым и Третьим, где оба проекта, по сути, боролись за одну цель, но делали ставку на взаимоисключающие сценарии.

В итоге, в результате Первой мировой войны и двойного удара из Ленина и Ататюрка побеждает "третий проект".

[Очевидную выгоду тут получает мир ислама, как таковой. Вообще, представьте себе реальность, в которой в ходе Второй греко-турецкой войне 1919-1922 годов иная Россия играла бы на стороне православных греков, а не культурно близких большевикам кемалистов.]

Date: 2017-04-22 08:49 pm (UTC)
From: [identity profile] kurvivor.livejournal.com
Как насчёт другого варианта, так сказать, смещения временной линии - белые эвакуируются раньше и в большем количестве (Красная армия завязана в Украине и Польше) но вместо того чтобы осесть в Стамбуле и рассосаться массово едут в Грецию воевать за греков?... (При такой версии этого должна хотеть какая-то из держав Антанты, наверное - Франция, так как при дальнейшем развале Турции естественным образом прирастает французская же Сирия)

Profile

gest: (Default)
gest

April 2017

S M T W T F S
       1
2 3 4 5 6 78
9 10 11 12 13 1415
16 17 181920 21 22
232425 26272829
30      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Apr. 23rd, 2025 05:28 pm
Powered by Dreamwidth Studios