Jun. 10th, 2010

gest: (Default)
Теперь, когда я хочу настроиться на нужную волну, я пытаюсь представить себе совершенного мудреца, стоящего на изукрашенной иероглифами спине черепахи-дракона.

Но не очень-то получается, да.

Надо писать постинги, потому что писать постинги нужно и интересно. Но надо ли набивать отрывочные фразы лишь для того, чтобы что-то сказать? Или давать ссылки, я ведь наоткрывал кучу вкладок, как обычно... (Напр.: эта реплика, а главное, комменты к ней напрямую связаны с нашими обсуждениями альтернативной истории и альтернатив в истории.)

Или шахматы...? Вам не надоели мои посты о шахматах? Я-то могу ещё об этом говорить и говорить. В конце концов, каждый качественный шахматный вариант является для меня чем-то (кроме шатры; впрочем, как я уже говорил, алтайская шатра является для меня чем-то, что я не понимаю).

Например, есть такая игра, как Gess (от go + chess), представляющая собой попытку воспроизвести шахматы с камнями и доской из го. Доска 19х19 точек превращается в доску 18х18 клеток, что позволяет разместить в одном ряду шесть "фигур". Фигура в Гесс - объект условный, фигура - это рамка три на три клетки, в которой находятся камни одного цвета, и которая может двигаться в соответствии с правилами игры. При этом, границы фигуры могуть выходить за пределы доски. Если у нас есть камень в углу, мы можем построить фигуру от этой единственной клетки, просто остальные восемь клеток тогда окажутся за пределами доски, и, следовательно, будут учитываться только условно.

Неизбежно-косноязычное описание правил )

Цель игры - уничтожить короля соперника. Проигрывает игрок, у которого не осталось кольца из восьми камней соответствующего цвета. Так как фигуры в игре виртуальны, в ходе игры вполне возможно собрать из имеющихся камней второе, запасное кольцо. Неважно, сколько групп камней может играть роль нашего короля; главное, чтобы у нас была хотя бы одна такая группа.

Здесь можно почитать правила (на английском), а здесь сыграть с самим собой в эту игру (сначала надо выбрать фигуру, ткнув на её центральную клетку, а затем двигать её в том или ином направлении, нажимая на соответствующий камень).

Чем для меня является эта игра, что именно она мне напоминает? Я бы сказал, что это война мемов, или информационных объектов по Переслегину. Фигуры виртуальны, но содержат в себе смыслы-камни; главное - правильно подобрать рамку ("как же перенести когнитивную рамку на это онтодействие?"). А чтобы победить, надо удержать своё кольцо и разрушить кольцо противника. Классика. Такие вот, когнитивные шахматы.

...И таких вот коротких зарисовок из мирах шахматных вариантов в моей голове ещё много. Нужно ли их публиковать? Наверное, это всё же лучше, чем ничего :).
gest: (Default)
"Количество - это качество", прозвучало в моей голове, и я опять пошёл читать про Корейскую войну. Как известно, в начале войны войска Северной Кореи разгромили южан и прижали американцев к морю; потом американцы подтянули силы, высадили морской десант и разгромили северных корейцев, отбросив их к китайско-корейской границе. А потом через границу хлынул поток китайских добровольцев, американцы отступили к 38-й параллели, война перешла в позиционную стадию, и, в общем-то, закончилась там же, где началась.

При всём уважении, я лично не думаю, что китайцы в чём-либо превосходили американцев, помимо своей общей численности. Но иногда количество - это то же качество, что и было продемонстрировано. 

[И я, конечно, не надеюсь, что китайцы когда-нибудь снимут фильм о Корейской войне в своём обычном стиле, но это было бы эпично.]

Да, американцы в этой войне потеряли тридцать тысяч солдат, при этом они считают, что одних китайцов они наколотили как минимум несколько сотен тысяч. Сами китайцы оценивают свои безвозвратные потери скромнее, в районе ста сорока тысяч. У меня нет своего мнения по этому поводу - американцам точно известны лишь их собственные потери, а китайцы могут и знать свои потери, и занижать их. (Естественно, с обеих сторон также полегли сотни тысяч корейцев, не считая жертв среди мирных жителей.)

Ладно. Я хотел сказать о другом. Википедия даёт ссылку на патриотичную заметку китайского военного историка Сю Яня:
"When the Korean War was fought, the astounding gap between Chinese and US forces in both technology and equipment was rarely seen in the world's military history...
Viewing the war by modern scientific conceptions in terms of cost-effectiveness, similar to the assessment to an economic project, the Chinese People's Volunteers fought the war in a more marvelous way and produced more splendid results in regard of fighting skills and war arts, therefore they have every reason to won reverence of modern military men."

"Невероятный разрыв в техническом и материальном обеспечении китайских и американских сил в ходе Корейской войны имеет мало аналогов в военной истории...
Если рассматривать войну в рамках современных научных концепций, отталкиваясь от соотношения цены и качества - подобно тому, как мы оцениваем экономические проекты - то китайские добровольцы сражались самым чудесным образом и достигли наиболее восхитительных результатов с точки зрения бойцовских навыков и воинского искусства, и, таким образом, у них есть все основания рассчитывать на почтительное уважение со стороны современных военнослужащих".

Я могу ошибаться, но это похоже на реплику в рамках какой-то внутрикитайской дискуссии, как ответ на обвинения в том, что китайская армия умела только заваливать противника трупами. Вроде как "а вы посмотрите на соотношение цена/качество, и сравните результат с уровнем инвестиций с обеих сторон! Это ли не искусство?" Да, в этом плане с китайцами мало кто может сравнится. Китайцы стоят дёшево.

...И в этом я вижу какую-то глубокую мудрость войны, которая тяжело даётся многим нашим любителям порассуждать о стратегии. (*)

Я также вспоминаю пост, где я пытался истолковать очередной текст [livejournal.com profile] vasilisk_'а:
Один из них - это "китайский вариант". Крайний случай второй схемы. Низкое качество личного состава даже не обсуждается. "Из хорошей стали не делают гвозди, хороший человек не идёт в солдаты". Но как в анекдоте - "хорошая новость? дерьма у нас много!" Предельно негибкая система управления, инициатива на местах отсутствует. Способы мотивации.... эээ... специфические. Зато если наверху сидят крутые стратеги в белых перчатках... (см. "Армию генералов").

Правда, после того, как я посмотрел пару китайских революционных опер (и один революционный балет), мне хочется внести следующую поправку:
"Китайский вариант". Низкий технический уровень и слабость материального обеспечения компенсируется революционным порывом масс, свято верящих в неизбежность победы и готовых ради неё переносить любые тяготы и лишения. Приняв духом и сердцем учение Великого Мао, бойцы демонстрируют чудеса героизма, находчивости, дисциплины, воинской смекалки, слаженности действий, тактического и стратегического искусства. Все солдаты думают об одном и действуют, как один.

...При крайне низкой себестоимости, надо отметить!
gest: (Default)
Божественная музыка, девичий хор исполняет кавер "I Touch Myself".



Это как песня о любви к Иисусу, но только без Иисуса. Тут можно посмотреть, как это выглядит в живую; дирижёр жжёт.

I get down on my knees
I'd do anything for you

И меня особенно радует, что у некоторых американцев именно эта конкретная версия вызывает недетскую анальную боль. Радует, и всё тут.

Если бы я снимал сериал про Ивила (хе-хе), эта песня обязательно была бы на саундтреке, и звучала бы до, после или во время сцены Страшной Резни.
gest: (Default)
Сразу два ярких примера из одной статьи.
"Показательна в этом отношении история, случившаяся с российским отделением «ИКЕА». Компания с самого начала объявила, что даже в России намерена упрямо придерживаться своих четких шведских правил, построенных на протестантской трудовой этике и жесткой логистике. В результате перед открытием первого магазина компании в Москве химкинские чиновники вырубили в нем электричество. Без всякой практической цели — просто чтобы «покошмарить» за излишнюю принципиальность. К открытию в Питере шведы уже знали, что на всякий случай в каждом российском магазине нужно иметь свой генератор. И, как показала дальнейшая практика, они были правы. С тех пор, строя магазины в России, шведы старались делать все, чтобы как можно меньше зависеть от настроений местной власти. «Мы довольны творческим решением проблемы. Лучше арендовать генератор, чем совать голову в петлю», — заявил член совета директоров компании Кристер Тордсон. Победное шествие шведов споткнулось о Самару. Можно сказать, там они нашли новую Полтаву. Магазин в «городке» построили еще три года назад. С тех пор его открытие переносилось девять раз. Компания, запустившая 230 магазинов во всем мире, так и не смогла прорваться через непоколебимую алчность самарских чиновников. Последняя претензия заключалась в том, что здание не обладает достаточной «ураганоустойчивостью». Так и не получив информации про разрушительные торнадо, сотрясающие левый берег Волги, шведы обиделись. Легендарный основатель компании Ингвар Кампрад объявил о сворачивании инвестиций в Россию. Вряд ли такой пустяк мог напугать местных чиновников. Ведь они действуют не в своих узкокорыстных интересах. Они поддерживают нормальное функционирование иррациональной системы".

Впрочем, потом автор пишет, что и "ИКЕА" не смогла одолеть систему. "Дзиньк", - сказа японская бензопила. "Ага!" - сказали русские мужики.
"То, что народ достоин своей власти, — гнусная ложь. В момент наивысших трудностей простые, не искалеченные «привычкой повелевать» люди не перегрызают друг другу глотку, а протягивают руку помощи. Чем дальше человек от власти, тем он лучше. Я убедился в этом собственными глазами в глухих уральских поселках, построенных лесозаготовщиками еще до революции. С цивилизацией эти деревни связывала единственная в стране одноколейная железная дорога. Пять лет назад власти решили поселки снести, а одноколейку разобрать. Людям, родившимся и выросшим на земле среди лесов, предлагалось переселиться в многоэтажки на окраине райцентра. Сначала там перестали ходить поезда. Вместе с ними прекратилась доставка продуктов и пенсий. В деревнях были люди, которые несколько лет не держали в руках денег. Они пекли собственный хлеб, кормили свой скот, в сезон охоты стреляли дичь и хотели одного: чтобы государство оставило их в покое. Когда у них отключили электричество, они из подручных материалов построили на реке собственную гидроэлектростанцию. Я достаточно поездил по русским деревням. Как правило, это тягостное зрелище тотального вырождения. В лесных автономиях жили совсем другие люди. Это были крепкие мужчины, уже вырастившие своих детей и твердо решившие умереть на родной земле. Их жены умудрялись в тяжелейших условиях оставаться опрятными и женственными. А еще здесь не запирались двери — воровства в этих лесах не помнят уже много лет. Передвигались жители лесных деревень по узкоколейке с помощью самодельных дрезин, скрещивая вагонетки с мотоциклами «Минск». Конструкция сколь экзотическая, столь и опасная. По секрету мне рассказали, что один из мужиков находится на испытательном сроке. Как-то представители районной администрации приехали разбирать железную дорогу. Ну, он дал предупредительный, а потом под ноги. Когда мы уже уезжали, этот самый мужик, поглаживая двустволку, сказал: «Пусть они сюда только сунутся! Мы же охотники. У нас у всех ружья. Лицензионные. Погоним их в тайгу, как зайцев». Это были люди, полные достоинства. В городе таких редко встретишь".
gest: (Default)
Ну и опять же, МакКлауд убедительно показал-доказал, чем манга отличается от европейского комикса (включая американские).

Скотт МакКлауд составил список типичных визуальных приёмов, которые используются в комиксах, а потом замерил частоту, с которой они встречаются в комиксах западных и восточных, опираясь на довольно большой массив изданий за разные годы. Оказалось, что статистически значимая разница действительно есть.

В европейских (и в американских) комиксах постоянно используется приём, когда несколько последовательных кадров используются для изображения разных фаз одного действия (раскадровка).
Подобный ход пользуется меньшей популярностью в японских и, видимо, китайских и корейских комиксах. Зато в них гораздо чаще встречается редкий для западных комиксистов приём, когда разные кадры используются для демонстрации фрагментов одной сцены, или одного момента, показанного под разными углами. Например, "само событие" - "выражение лица героя А" - "выражение лица героя "B - "выражение лица героя C".

Вот это, пожалуй, позволяет свести разговор на культурные парадигмы. В духе Переслегина - время-ориентированный Запад и пространственно-ориентированный Восток.

В моих текстах это различие выражено во фразе "то, что в шахматах называют угрозой, в го называется влиянием". Угроза связана со временем, влияние - с пространством.

Поэтому Восток и Запад (в культурном смысле) по-разному воспринимают понятие, которое я обозвал "Проекцией силы".
Для Запада речь идёт о "реализуемой угрозе". Я нажму на кнопку и через 15 минут в тебя прилетит ракета, в течении 48 часов наши бойцы могут оказаться в любой точке земного шара, и т.д.
А Восток видит здесь именно влияние, трактуя его через идею пространства и территории. "Если благодетельный правитель управляет территорией в сто ли, его влияние распространяется на тысячу ли". Или, как писал Такуан Сохо в своём трактате,
Ни за чем особенно не следя,
Чучело в горном поле стоит не напрасно.
Всё остальное подобно этому.

Чучело не собирается атаковать ворон, его никак нельзя связать с реализуемой угрозой; но оно обладает влиянием, и это влияние распространяется на всё поле. Такуан видел в этом идеал мастера боевых искусств. Такой человек расслаблен, его внимание и ум ни на чём не задерживаются, при этом он неуязвим и никто не решается на него напасть.

Profile

gest: (Default)
gest

April 2017

S M T W T F S
       1
2 3 4 5 6 78
9 10 11 12 13 1415
16 17 181920 21 22
232425 26272829
30      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 21st, 2025 05:06 pm
Powered by Dreamwidth Studios