Jun. 26th, 2010

gest: (Default)
В чём-то [livejournal.com profile] arishai права - футбол это зло.

Я вдруг решил следить за ЧМ-2010, и это крайне отрицательным образом сказывается на ведении этого ЖЖ, помимо всего прочего, что отрицательно на нём сказывается. А ведь нужны посты-посты-посты, всегда нужны.

Футбол, тексты о футболе - и ещё жара. Она тоже подкашивает. Но я поставил рядом вентилятор, который охлаждает мой мозг.

У меня открыта куча страниц, я всё собираюсь их подсократить методом цитирования. Вроде как и себе на память, а может, кому-то на пользу (я через чужие ссылки кучу интересных вещей узнал).

К связи войны и спорта, цитата о флорентийском кальчо: "И вот голодные люди играют так, чтобы враг видел их. Играют, чтобы доказать, что они не сломлены. Экзистенциальная тема – тема игры на грани жизни и смерти".

Тема так вдохновила автора, что он даже написал об этом рассказ - "Гол во время чумы". Хороший, главное, короткий :). Война, спорт, власть, творчество.

И ещё вот это хорошо: "Мы ведь живём в век, когда творчество сиюминутно и ни на что не претендует. Это в 16 веке творили в вечности и для вечности. И, пожалуй, именно этим отличался Ренессанс от нашего милого мультимедийного бедлама".
gest: (Default)
Вообще, в эти дни я услышал об американцах больше хорошего, чем за последние пять лет.

Потому что их футболисты идут вперёд :). На самом деле, в жизни всё, как в этой рекламе Nike. Пока у тебя мяч, ты герой.

После первого тура героями-андердогами была сборная Северной Кореи, в достойной борьбе проигравшая Бразилии со счётом 2:1. Но в следующей игре корейцам заколотили 7 мячей, а в третьем туре - ещё три. И всё. Сразу сказали про роботов, у которых зависла программа, и про пластмассу, которая только на вид твёрдая. Вспомнили и известную мысль о том, что в футбол играют свободные люди, а тоталитарные режимы в футболе просасывают. Тут, естественно, всегда делается оговорка в духе того, что при авторитаризме играть в футбол вполне можно, и что у романских народов диктатура - это такая особая форма бардака.

[С психоисторической точки зрения это означает, что Крамнег в своём рассказе ошибся - при Сталине-долгожители советские футболисты играли бы хуже, чем в нашей реальности, хоть ты поставь у бровки поля нквдшников с пулемётами и прикажи всех расстрелять после матча.]

Ну так вот, возвращаемся к свободным людям и внезапному приступу американофилии. Почитаешь спортивные ресурсы, так американцы всех радуют своим несгибаемым духом, волей к победе, готовностью бороться до последней секунды, командным взаимодействием... во всех видах спорта и в жизни. В общем, народ в шоке - те ли это тупые и трусливые пендосы, про которых нам рассказывали анонимусы? Хотел даже надёргать цитат, но не стал заморачиваться. Характерный пример - заметка Уткина "Командос" комментарии к ней, а также фраза кого-то из блогеров, что записи игры американской сборной надо показывать в наших спортивных школах.

И ответ на все эти признания в любви к США очень характерный:
"А вот с командным духом имеет место быть одна большая иллюзия. Не Команда, а Совокупность индивидуалов, впитавших с молоком матери формулу «Ты должен быть всегда первым». Бьётся не команда. Бьются 11 человек, жаждащих доказать, что они не – не лузеры. Окей, чиф, куда нам бежать, чтобы победить? Мне туда, а Лэндону туда? Я должен пасовать ему, а он должен забивать? Окей, чиф, я сделаю это. Фо ми. Фо май фэмили. Фо Эмерика энд фо Гад. В этом сила этой команды, а не в дартаньянстве «один за всех и все за одного»".

Всего-навсего, ага.

А к чему я веду? Играют они сегодня с Ганой. Проиграют - и всё, гудбай Америка, конец американской мечты. И все [глорихантеры] пойдут болеть за Марадону и его команду.
gest: (Default)
...или обыкновенный реализм?
"Без малого 25 лет работаю в Африке и знаю, о чем говорю: многие африканские спортсмены не признают строгую дисциплину. Расхлябанность, развязность, опоздания, слабая реакция на подсказки, замедленное восприятие теории, плохое запоминание – с этими явлениями сталкиваешься постоянно. Менталитет – слабый. Впрочем, я знаю, как с этим бороться. Трудно, но возможно. Но за один цикл и даже десять лет эти черты не искоренить.

...Когда раз в четыре года настает чемпионат мира и надо приложить максимальные усилия для достижения результата, не все африканские игроки отдают себе отчет в необходимости этого".
gest: (Default)
...и о том, что такое фэнтези:
"Акцент ставится не на факт, тот или иной, а на непрерывность церемониала, из которого и состоит «образ жизни».
Жизнь как церемония, притом не противоречащая ни человеческой природе, ни природе вокруг, любой мелочи придает могучий тысячелетний фон. Бамбуковые ширмы, легкие постройки, аккуратные дворики вроде недолговечны, непрочны, но на самом деле неизменны в своей повторяемости, как рисунок колец на срезе древесного ствола. «Непротиворечивость» японской цивилизации настолько отлична от европейской, всегда осуществлявшей насилие над природой, что парадоксальным образом принадлежит миру фэнтези. Старая Япония – то самое популярное фэнтези, где все давно придумали без Толкиена и Льюиса, без Ника Перумова и Марины Семеновой. Уж сколько лет рассматриваешь манеру завязывать хакама или самурайские кимоно с огромными жесткими плечами, все равно каждый раз видишь инопланетян. В свете этого «жанра» даже естественны долгие сильные чувства и короткие вспышки гнева. Они – как гроза в природе, в то время как Европа сделала бы их пошлостью".

Именно поэтому я в большинстве случаев отношу жанр самурайских боевиков к фэнтези, пусть и в качестве "японского исторического фэнтези". Естественность, гармония с окружающим миром, жизнь как ритуал, подлинность и долговечность сильных чувств, яркие вспышки эмоций. Любые провалы в жанре фэнтези (и вызванные провалами сомнения в том, что из этой стилистики вообще можно что-то вытянуть) связаны с неспособностью автора работать с тем или иным необходимым компонентом.
"Только в Европе опять же все кончается разговорами, а в самурайском кино обязательно будет известная часть ритуала. Финальный бой на мечах..."

И это тоже верно; но Екатерина Тарханова сразу же упала в моих глазах, добавив:
"И, может быть, главное достижение «Любви и чести» – что бой убеждает в своей возможности, убеждает в исходе, не глядя на слепоту героя. Вспоминается «Слепая ярость» (1989) с Рутгером Хауэром, но и он тогда прибыл с Востока".

Ладно, я тоже не всегда знал, откуда взялся архетип непобедимого слепого фехтовальщика. Сам ориентировался на "Слепую ярость" с Рутгером Хауэром. Но я же не кинокритик! Я же не пишу о японском кино! Писать о японских фильмах и не знать, кто такой Затойчи - это позор. Даже рассказ Сухея Фудзисавы, по которому снят фильм, был написан уже после первых фильмов о слепом массажисте.

(Но вообще, конечно, чтобы понимать фэнтези, надо смотреть классические голливудские пеплумы, шире - старое американское историческое кино. Так делал Джон Норман. Конечно, потом и он перешёл на самурайское кино, есть у меня такое смутное подозрение.)

...

Jun. 26th, 2010 11:07 pm
gest: (Default)
Была странная мысль уровня "[livejournal.com profile] gcugreyarea, ты зачем снёс пост?".

Потом оказалось, что не [livejournal.com profile] gcugreyarea, а [livejournal.com profile] bisey, и не снёс. Его это был пост, его постом и остался.

Жара, жара...
gest: (Default)
О правилах и о случайности:
"Трагизм футбола, коренящийся в консерватизме правил, несравненен.

Поистине великим приобретением стала, как это ни покажется странным, его скупость на голы. Именно благодаря ей соотношение закономерности и случайности в футбольном квазипространстве оказалось очень близким к их соотношению в реальном пространстве человеческой жизни. Чуть-чуть в ту или другую сторону - и баланс был бы нарушен. Так, в шахматах, баскетболе или в чисто атлетических видах спорта преобладает закономерность; в нардах или домино слишком велика роль случайности - это и не дает им превратиться в полноценные виды спорта.

Впрочем, в определенных культурных ситуациях именно преобладание случайности делает определенный тип игр адекватной моделью культуры. Так произошло в специфической ситуации России последней трети XVIII - первой трети XIX в. с карточной игрой, точнее, с теми играми, в которых случайность важнее расчета. В свое время эта роль карточных игр в русской культуре была блестяще проанализирована Ю.М. Лотманом".

О спорте и войне (см.):
"Развитие спорта в Европе вообще, а футбола в частности, шло параллельным курсом с затиханием широкомасштабных войн. Чем мощнее, разнообразнее и четче становилась машинерия спорта, тем слабее и невнятнее - войны. Создается впечатление, что спорт и война соединены сообщающимися сосудами и черпают свою энергию из еще не совсем понятных витальных источников".

И мы знаем этот источник. Бог войны тоже любит футбол...

О вечном:
"Футбол, и, в особенности, забивание гола в ворота, есть ритуальное средство символического освобождения нереализованной мужской сексуальности и стремления к экспансии своего генетического эго. Ритуал этот предоставляет возможность участия как игрокам, так и зрителям за счет подсознательного отождествления своей личности с той или иной командой. И популярность футбола объясняется большой образной близостью этой игры экзистенциальному рисунку жизненного поведения. Недаром жестикуляция и лексика игроков команды, забившей гол недвусмысленно несут в себе намек на состоявшийся коитус и сопровождается спонтанным выплеском энергии всех как косвенных так и непосредственных участников ритуала. Не может не вызывать удивления факт половой дифференциации человечества в отношении к футболу в частности и к спорту вообще. Мировые футбольные чемпионаты в силу комбинации изложенных в начале статьи причин стали идеальными сверхсексодромами для мужской половины человечества...

Метафизика футбола есть символическое овладение незнакомой самкой и препятствие символическому овладению самкой собственной".

Profile

gest: (Default)
gest

April 2017

S M T W T F S
       1
2 3 4 5 6 78
9 10 11 12 13 1415
16 17 181920 21 22
232425 26272829
30      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 8th, 2026 09:38 pm
Powered by Dreamwidth Studios