Jan. 19th, 2017

gest: (Default)
Самая совершенная игра серии в плане механики. Скажу просто - если игрок хочет что-то сделать в этой игре, он, скорее всего, может это сделать. Можно залезать на телеграфные столбы, заходить в здания, обмениваться предметами, забирать у немцев оружие и форму, переодеваться в немецкую форму, воровать у солдат личные вещи, жрать тушёнку, мешать вино со снотворным, вешать гранаты на проволочные растяжки, прятаться под кроватью, спускать товарищам верёвочную лестницу с крыши или из окна, заглядывать в окна, кидать в окна гранаты. Я стоял перед закрытой дверью и думал - я точно знаю, что там внутри фрицы, вот бы можно было приоткрыть дверь и кинуть им туда гранату... и это тоже возможно!

При этом, это довольно сомнительная игра в плане концепции, сюжета и структуры кампании. Но этой игре прощают всё, потому что сам игровой процесс невероятно приятен и гладок.

Ладно, всё по порядку. Серия начала свой путь к 3D - теперь все коммандос и враги представляют собой трёхмерные модели. Уровни - частично трёхмерные модели, частично нарисованные спрайты. При этом, на уровне можно менять направление, с которого камера показывает происходящее - с севера, с юга, запада или востока. Детали уровней вручную отрисовывались под четыре разных ракурса. Да, как я уже сказал, теперь стало можно заходить в помещения, у зданий появилась начинка с лестницами, лифтами, чердаками, окнами наружу, выходами на террасу, короче всем тем, что полагается приличному зданию. И так как внутренность зданий - это чистое 3D, то в комнатах можно вращать камеру, как душе угодно.

Немцы обрели слух. Теперь они слышат, если мимо кто-нибудь бежит, и оборачиваются на звук - только ходьба по-прежнему считается условно бесшумным способом перемещения. 

У каждого члена команды появился свой инвентарь, а вместе с этим - возможность грабить поверженных врагов и обыскивать ящики и шкафы. Коммандос частично утратили свою сверхспециализацию, став более универсальными. Это и логично, если подумать - надо полагать, что диверсанты всё-таки проходили курсы стрелковой подготовки, рукопашного боя и оказания первой помощи. Теперь все диверсанты умеют водить машины и грузовики, плавать и нырять, стрелять из трофейных винтовок, автоматов и пистолетов, пользоваться аптечками, перетаскивать тела, и, при наличии кусачек, резать колючую проволоку. Правда, это негативно сказалось на незаменимости отдельных бойцов, а следовательно, и на структуре миссий, но об этом я ещё буду говорить.

Появилась такая полезная функция, как автоматический режим. Бойца тепеь можно развернуть в любом направлении и приказать ему открыть огонь из выбранного оружия, если в его поле зрения покажется вражеский солдат. В ряде случаев это удобнее, чем стрелять самому, не говоря уже о том, что таким образом можно устраивать врагу полноценные засады, срабатывающие без участия игрока. Но эта способность не работает со специальным вооружением, типа снайперской винтовки.

Диверсанты получили возможность переодеваться в форму рядовых солдат противника, но не офицеров или унтеров, которых игра парадоксальным образом величает "лейтенантами". Во вражеской форме боец может какое-то время находится в зоне видимости противника, хотя злоупотребление этой возможностью приводит к быстрому разоблачению. (У формы есть ресурс, и он быстро вырабатывается, заставляя игрока возобновлять его за счёт новых жертв. Наибольший ресурс имеет форма, снятая с захваченных в плен немцев. Немцы зарезанные и расстрелянные отдают форму в неидеальном состоянии. Со сгоревших немцев форму снимать нельзя.)

Ещё одна странная деталь. Раньше игрока оценивали по двум параметрам - время прохождения и полученные повреждения. Теперь игра по пятибалльной шкале оценивает время, полученные повреждения (очень строго - боец ушиб мизинец на ноге, зацепился за гвоздь, был укушен рыбой - минус балл за полученные повреждения, итоговая оценка не выше четвёрки), исследованную территорию, дополнительные задания, незаметность, количество нейтрализованных врагов, врагов нейтрализованных без стрельбы и врагов, нейтрализованных без убийства. Последние три пункта вложены друг в друга - оглушённый и связанный немец, во-первых, нейтрализован, во-вторых, нейтрализован бесшумно, в третьих, нейтрализован без убийства. Игра, очевидным образом, поощряет гуманный подход к противнику: игрока награждают высокими оценками, если он в конце оставляет после себя живых и связанных немцев, которых он вырубал со спины, не стреляя, не попадаясь противнику на глаза и не поднимая тревогу. На это работает сама механика: бесшумно оглушать солдат без убийства, как правило, проще, чем шумно их убивать.

Такой подход логичен в играх типа Metal Gear, где, конечном счёте, наёмники воюют с наёмниками, а философский посыл состоит в том, что солдаты остаются солдатами, на какой бы стороне они не сражались. Меняются битвы, меняются стороны, но солдаты остаются.

Но у нас в игре как бы мировая война идёт, идеологический конфликт, спор о будущем человечества. Убитый вражеский солдат - это солдат, который уже никого не убьёт, тут арифметика простая. Я читал отечественное прохождение этой игры, там человек забил на рейтинг и просто истреблял немцев винтовкой, автоматом и гранатами, играя в эту игру, как в обычную стратегию про войну. Так тоже можно, но всё-таки, это немножко другая игра.

Действующие лица )

Суть проблемы. Из восьми человек, вырубать немцев голыми руками могут шестеро (все, кроме Шпиона и Наташи), связывать тоже (кроме Наташи и Вора). И если ты хочешь проходить игру тихо, ты только этим и занимаешься. Раньше каждая карта была отдельной и законченной тактической задачей, для решения которой требовалось использовать уникальные таланты бойцов. Теперь, даже победив на основной карте, тебе приходится отдельно чистить от немцев все внутренние помещения. И это необходимо делать, потому что в игре 10 основных миссий и 10 бонусных, а в бонусные можно попасть, только если ты нашёл секретные папки в основной миссии. Для этого, в свою очередь, приходиться обшаривать каждую комнату и каждый ящик. Внутренние помещения, по определению, невелики. Значит, и тактическая головоломка по нейтрализации имеющихся там немцев будет довольно тривиальной. И эта однообразная задача будет повторяться десятки, сотни раз. Да, немцы любят сигареты. В комнате могут стоять два немца, которые разговаривают и смотрят друг на друга. Ты раскидываешь две сигаретные пачки по противоположным углам комнаты, каждый немец видит за спиной у товарища сигаретную пачку и идёт её поднимать, считая себя самым умным. В итоге, они расходятся в разные стороны, упираются носом в стенку и получают удар по затылку. И так раз за разом. Если немец на тебя не смотрит, ты его вырубаешь, если он стоит не в том месте, ты подманиваешь его сигаретами. Если немец не клюёт на сигареты, ты предлагаешь ему бутылку вина. Если немец совсем вредный и неуступчивый, он получает бутылку вина со снотворным, после чего отправляет сам себя в нокаут. И только в самых уникальных случаях в ход идёт Водитель и его усыпляющие газовые гранаты.

Там был адский уровень (девятый, предпоследний) про замок Кольдиц. Помимо прочего, ты должен помочь военнопленным оттуда сбежать, раздав им всем немецкую форму. На уровне более пятидесяти военнопленных. Это огромный комплекс. Там несколько корпусов. В каждом корпусе - несколько этажей. На каждом этаже - несколько комнат. И вот ты ходишь, ходишь - вырубаешь немцев, снимаешь с них форму, раздаёшь форму военнопленным, идёшь дальше... Я чистил бесконечные помещения Шпионом и Вором (как самым быстрым). Шпион отвлекает, Вор вырубает, Шпион связывает. Оба с сигаретами. И так до упора. У меня на этот уровень внутриигрового времени ушло пять часов, не считая перезагрузок. Не сказать, что это были самые увлекательные часы моей жизни.

А на последнем уровне у тебя есть Шпион и Наташа. И ты опять ходишь с этажа на этаж Шпионом, Наташей и Вором, все трое с сигаретами и вином. Шпион и Наташа отводят глаза, Вор вырубает, Шпион связывает. И это не сложно (на уровне Very Hard), это невероятно однообразно.

В конечном счёте, оказалось, что Вор привносит в игровой процесс нечто новое, но только если у тебя под началом только Вор (или Вор и Наташа, как в первой миссии кампании). Вор очень быстрый и легко вырубает немцев, но он не может их связывать (а значит, не может таскать их тела, забирать у них оружие и т.д.). Он не может создать для себя безопасный уголок, он должен постоянно передвигаться, потому что оглушённые ударом немцы быстро приходят в себя. И он не может их убить, даже шумно, потому что Вор начинает безоружным, и добыть трофейное оружие не может, по вышеуказанным причинам; зато он может незаметно вытащить из кармана у офицера связку ключей. В общем, это напрягает, но это, хотя бы, что-то оригинальное. С Наташей, в принципе, та же ситуация, но Наташа может свободно перемещаться среди врагов.

Собака - это тоже нечто новое, но она почти не используется в игре, и это настоящее преступление. Ты встречаешь её на первом уровне, используешь на втором и забываешь про неё до десятого, последнего. Собака - это круто! Но чтобы обыграть её особенности, потребовалось бы придумывать специальные миссии, и разработчики решили не заморачиваться.

(продолжение следует...)

Profile

gest: (Default)
gest

April 2017

S M T W T F S
       1
2 3 4 5 6 78
9 10 11 12 13 1415
16 17 181920 21 22
232425 26272829
30      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 7th, 2025 04:36 am
Powered by Dreamwidth Studios