gest: (Default)
[personal profile] gest
Да, я упомянул повесть "Полководец" Тарасова. Автор специализируется на каком-то очередном управленческом шарлатанстве ("учись побеждать, стань лидером", etc.), но в данном случае это не имеет никакого значения. Повесть подкупает своим началом. 

Каталине, главному герою повести (будущему Полководцу) между делом сообщают, что он должен пойти и убить разбойника по имени Маленький Бог.
"Мать нашла Катилину в поле и сказала, что старый князь и старики зовут его и ждут.
Старый князь любил Катилину, как сына, и слова выбирал для него не спеша, как выбирают подарок:

  - Представь себе, Катилина, к нашему несчастью, страшный человек по имени Маленький Бог со своими людьми снова пришёл в наши края. Лет десять назад он ушёл отсюда, и мы думали - навсегда. Много слёз принёс он людям и давно заслужил смерть. Мы пробовали убить его, ты был тогда ещё ребёнком, но если бы это случилось, мы бы не вспоминали о нём. Мы посылали сильных людей, но он оказывался сильнее. Мы посылали хитрых людей, но он оказывался хитрее. И вот он снова здесь.
Старики говорят, что для него нужен другой человек. Совсем не такой, что были прежде. Что нужен человек добрый, спокойный и терпеливый. Только такой человек победит Маленького Бого. Потому, что не может быть вор и разбойник добрее, спокойнее и терпеливее!

Старики подтвердили слова старого князя - ведь это были их слова.
Князь обратил к Катилине тёплую улыбку и снова заговорил:

  - Мы знаем тебя с детства. Мы спрашивали твоих товарищей, на чьих глазах ты превращался в мужчину, и тех девушек, что ревностно следят за каждым движеньем твоим... Мы много знаем о тебе и говорим - вот тот, кто нам нужен! Вот человек добрый, спокойный и терпеливый!

Катилина отвёл глаза и молча ждал, когда потребуется ответ, в котором никто не сомневался.
Старик, сидевший справа от князя, прикоснулся рукой к сердцу и произнёс:

  - Мужчина должен найти себе хорошего врага и победить его. Это долг каждого мужчины. Долг, который делает наш народ гордым и сильным. Маленький Бог - хороший враг, и мы не сомневаемся в тебе!

Он помолчал и добавил:

  - А почему это - долг? Зачем нужно искать себе врага?

Катилина промолчал, уважая вопрос.

  - Потому, что если ты не найдёшь его, он найдёт тебя. Но это будет уже не твой враг, не тот, который тебе нужен. Никогда не борись с чужим врагом! Мужчина должен выбирать, а не быть избранным".

Это такой правильный, качественный Восток. Как позже скажет об этом сам Катилина, "мужчина не может оставить себе свою жизнь, а я - человек князя". Иди и убей, вот и всё. Нет возможности сказать князю "нет", такой вариант даже не рассматривается.

Ситуация развивается. Катилина отправляется в путь и попадает в плен к Маленькому Богу и его банде. ("Почему тебя называют Маленьким Богом?" - "Потому что я небольшого роста, вот и всё".) Попутно влюбляется в его дочку. Его держат в цепях, рядом с другой пленницей, Евой. Очевидно, банда подрабатывает работорговлей, и Маленький Бог хочет попробовать получить за Катилину выкуп у старого князя. Учитывая ситуацию, Катилина ведёт себя спокойно и миролюбиво. Дальше будет момент, который меня восхитил:
"Дорога ещё три дня поднимала их наверх. Лошади устали. На крутом подъёме им стало совсем трудно. Маленький Бог видел это, и Поло дважды плёткой подгонял пленников...
Выяснилось, что их преследовала, отставая всего на два дня, банда Чёрных Братьев - старых врагов Маленького Бога, и он не искал с ними встречи. Силы в этот раз были слишком неравны...

Наконец, узкая кривая дорога стала спускаться вниз. И опустилась в облако. Стена скалы была ещё немного видна темнотою своей, но пропасть, до краёв залитая молоком, ничем не отличалась от белой дороги. Повозка то тёрлась о скалу, как пёс, то шарахалась прочь от неё.

Маленький Бог появился сзади. Сказал:

  - Кто это ведёт лошадей так, что приведёт их на небо, а с ними вас и мои деньги!

Усмехнулся и поспешил обойти повозку по краю. Катилина, ухватив деревянную балку, перенёс задние колеса к самой пропасти, и Маленький Бог упал в мягкий туман...

Губы Евы что-то неслышно шептали, скрипели деревянные колёса. Ничего не изменилось вокруг. Только страх Евы и её дрожь, передавшаяся цепям, не давали Каталине усомниться в произошедшем".

Пять баллов за ликвидацию.

Да, дальше происходит следующее. Так или иначе, банда остаётся без руководства, дочь главаря хочет убить Катилину, или отпустить его, но, в общем, ей не хватает решимости, и из этого ничего не выходит. Он же пытается убедить её, что по-прежнему её любит, а что касается гибели её отца, то он просто выполнял свой долг. Звучит это откровенно неубедительно. Катилина решает, что если он сейчас уйдёт, он оставит разбойников в безнадёжной ситуации, и их смерть будет на его совести. Поэтому он решает помочь им победить Чёрных Братьев. (И через это растопить лёд в отношениях с дочерью Маленького Бога, конечно же.) Катилина заманивает вражескую банду в ловушку, оба Брата-главаря гибнут, их люди естественным образом вливаются в войско Катилины. Полководец одержал свою первую победу, теперь его власть неоспорима.

Основная сюжетная линия кончается тоже правильно:
"Вперёд выступила Джела.

  - Можешь меня наказать сразу, - сказала она громко, глядя Катилине прямо в глаза. - Я не буду слушаться слов Охотника, не надейся!
  - Где её цепи? Заковать её снова! - распорядился Катилина. - Здесь не будет места своеволию!"

Прямо как в книгах Нормана начала семидесятых! Снять с неё цепи, надеть на неё цепи, некоторым женщинам полезно побыть в цепях, и т.д.

Но вот эпилог... 

Выясняется, что Маленький Бог - это, на самом деле, просветлённый даос, достигший бессмертия, старый князь - его ученик, и вообще все вокруг его ученики. Всё происходящее было чем-то вроде теста-экзамена для Катилины, чтобы выяснить, обладает ли он качествами, необходимыми полководцу (а князю нужен полководец). Когда Каталина столкнул Маленького Бога в пропасть, тот не погиб - Маленького Бога не так-то просто убить. Более того, это не Каталина застал его врасплох, это Маленький Бог специально подставился, дав Каталине единственный шанс выполнить задание. В конце Маленький Бог говорит князю, что Каталина его не разочаровал. "Думаешь, что это тот человек, который поможет нам вернуть северные земли?" - "Я рад, что нам не придётся искать другого человека, который бы возглавил нашу армию, и другого мужа для моей дочери!"

(Ещё раз. Да, помимо всего прочего, Маленький Бог работал разбойником, типа того. Но он был разбойником-даосом, и рабынями они делали тех, кто так или иначе этого заслуживал, в общем, как обычно.)

И понятно, зачем это было нужно автору. Если бы герой на самом деле убил Маленького Бога, его будущее семейное счастье с дочерью покойного было бы поставлено под угрозу. А так, и овцы сыты, и волки целы. Даос улетел, но он обещал вернуться. Но не кажется ли вам, что это, в некотором смысле, снижает пафос? То есть, одно дело, убить человека, несмотря на то, что ты любишь его дочь, потому что князь приказал тебя это сделать, - и другое дело, убить того же человека, но потом узнать, что это было как бы понарошку, и что ты можешь спокойно взять его в жёны его дочь.  Как-то... не знаю.

В качестве бонуса к повести прилагаются т.н. "Максимы Катилины", то есть мысли, которые он сформулировал для себя в процессе выполнения задания, и которые потом, очевидно, помогали ему в ходе его полководческой карьеры.

Например, такая: "Начнешь с женщиной делаться властью, и у тебя окажется меньшая ее часть... И тогда тебе останется либо побить ее, либо прогнать, либо уж полностью ей подчиниться. Полководец не делится с женщиной и крохой власти".

Я бы сказал, что в этом нет ничего удивительного. Миры, в которых существует такая профессия - полководец - являются весьма отсталыми в социальном плане. Тут уж одно из двух, или полководцы, или права женщин.

Или вот, попытка автора закосить под Сунь-Цзы:
"Готовый к сраженью его не начинает.

Сражение – лишь проверка подготовки к нему.
Готовится полководец, готовится и его противник. Каждый взвешивает возможность победы и поражения. Каждый хочет, чтобы противник, увидев его мощь и искусство, признал свое поражение еще раньше самого сражения и уступил.
Если противник признает свое поражение раньше сражения, зачем тогда и сражение?! К чему его тогда начинать?!
Полководец считает себя только тогда вполне готовым к сражению, когда противник признает свое поражение до его начала.

Поэтому полководец, готовый к сражению, его не начинает".

Но моё любимое высказывание звучит следующим образом:
"Солдат лишь в том солдат, в чем его можно заменить другим.

Бывают воины, когда один стоит десяти. Каждый такой – единственный, и большая ценность. Гибель каждого – трагедия. Каждый такой – это целая армия.
Другое дело – солдаты. Они могут заменять друг друга. Один погиб – не трагедия: другой такой же встанет на его место. Важно, чтобы их хватило. Важно количество.
Если солдаты одинаковы, заменяемы, возможны подсчеты, расчеты и планы. Если солдаты не заменяемы, они уже и не солдаты.
Научить людей быть одинаковыми, заменяемыми, значит подготовить из них солдат.
Каждый человек – и воин, и солдат. Солдат в том, в чем его можно заменить другим.

Различить в каждом воине солдата, а в каждом солдате воина – вот искусство полководца".

Это стоит запомнить.
This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

Profile

gest: (Default)
gest

April 2017

S M T W T F S
       1
2 3 4 5 6 78
9 10 11 12 13 1415
16 17 181920 21 22
232425 26272829
30      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Dec. 24th, 2025 08:13 pm
Powered by Dreamwidth Studios