Относительно дурацкая книжка - это "Противостояние" Шидловского, четвёртая часть его русофобской трилогии ("Орден", "Мастер", "Враги"). Четвёртая часть трилогии, хм... ну да ладно.
Ох. Это, в принципе, такая (псевдо)альтернативка. Александр Невский рано умер, в 13 веке Тевтонский орден оттяпал себе кусок русского Севера (Новгород, Псков и т.д.) и основал там Ингерманландию, столицей которой стал построенный немцами город Петра на Неве. Таким образом, в этом мире Петербург - древний орденский город и вообще Европа ("Орден"). Да, это про питерский сепаратизм.
Понятно, шли года, немецкое население было ассимилировано русскими, Ингерманландия стала королевством, где правила династия Стюартов ("Мастер"). В остальной России всё было, как у нас, на престол Московской Руси взошли Романовы, пошли династические браки и возникла уния с Ингерманландией. При Петре Северная Русь окончательно вошла в состав Российской Империи, и две реальности, наша и Шидловского, практически перестали отличаться.
Да. Не забываем, что всё это перемежается рассуждениями о рабской натуре русского народа и утончённой европейской природе петербуржцев.
Действие книги "Враги" происходит уже в двадцатом веке. Два студента и их учитель из нашего времени и нашего мира проваливаются в 1914 год мира Шидловского. Один молодой человек умный, второй дурак, коммунист и "советский патриот". Ну такой Дурик, только чуть круче. Умного зовут Татищев, глупого Сергеев. Изначально они лучшие друзья (несмотря на диаметрально противоположные взгляды), но потом в их отношения вмешалась Политика. Дальше понятно. Умный и благородный Татищев отправляется на фронт, коммунист Сергеев - к своим идейным друзьям, в Сибирь. Татищев клянётся задушить гидру революции в колыбели, Сергеев, наоборот, мечтает о мировом пожаре. И ещё о Сталине.
1917 год наступает, как по расписанию, но затем опять идёт развилка. Татищеву удаётся отстоять историческую Ингерманландию - она отсоединяется от России и становится независимвой Республикой Северороссией (Европа!). Большевикам приходится перенести свою столицу в Москву. Более того, в 1920 удаётся отстоять белый Крым, тот самый "остров Крым" - Красная Россия получает свой Тайвань. Белым помогла Северороссия, несмотря на то, что они были козлы и за "единную и неделимую", то есть против независимости северной республики. Естественно, в Крыму никакой демократии нет, там крайне-правая диктатура. Ну и вообще... те же русские, имперцы и шовинисты. Но всё равно они лучше, чем коммунисты.
Бывший друг, фанатичный большевик Сергеев, играет в сюжете роль мальчика для битья, его регулярно опускают. Ибо Дурик.
Дальше начинается действие романа "Противостояние", который я прочёл благодаря
slavamakarov'у, предоставившему мне книгу.
Вообще, конечно, когда читаешь Шидловского, испытываешь лёгкое чувство стыда, будто порнографию какую. (Не касаясь политической позиции автора,
arishai назвала "Противостояние" женским романом для мальчиков.) Но при этом, определённый талант у Шидловского есть, "это-то самое печальное"
makarovslava (с). Именно благодаря Шидловскому я смог отрефлексировать
Путь мастерства. Кстати, это забавно, потому что в "Противостоянии" боевых искусств как раз и нет.
Итак. Всё идёт почти как у нас. Зимняя война у СССР с Северороссией, а не с Финляндией, но с тем же результатом. Аналогично, в годы Второй мировой Северороссия - союзник фашистской Германии, удачно успевший соскочить с поезда в 44 году. В итоге, Северороссия делится на две части, Западную, со столицей в Петербурге, и Восточную, где социалистическая республика со столицей в Новгороде. При этом, президентом послевоенной демократической Северороссии становится возмужавший Татищев, а марионеточное правительство Новгородской Республики возглавляет ставленник Москвы Сергеев, заклятый враг Татищева.
(Отдельно отожёг Крым. Злобный Сталин перед войной натравил на них Турцию, но крутые и в конец отмороженные белогвардейцы - за двадцать-то лет! - подняли флаг бога войны, раскатали турок, захватили проливы с Константинополем, образовали вассальный независимый Курдистан, а к концу Великой отечественной успели впрыгнуть в Болгарию и сохранить там монархию.)
Это всё была присказка.
После смерти Сталина, Сергеев, будучи классическим Дуриком, помогает Берии придти к власти. Чтобы, значит, "проклятый кукурузник" и его преемники всё не развалили.
И вот тут он пролетает просто космически, потому что всё идёт
по Елисееву. И по Максиму Калашникову - он, кажется, как-то назвал Берию "человеком эпохи Возрождения", а у Калашникова рука лёгкая. Вот Шидловский и нарисовал этакого Медичи.
В темринах
Спиральной Динамики, Сталин был
Красным волшебником (
добрым Красным волшебником, ага).
Берия оказался
Оранжевым. И ни капельки не добрым.
( Восхитительно циничный товарищ Берия ) [Да, у Шидловского был ещё и пост-русофобский период, но это уже другая тема.]