gest: (Default)
[personal profile] gest
Не могу это не процитировать:
"Какое слово в тексте Акеды ближе всего к философской терминологии? Всякий человек, знакомый с ивритом, без труда ответит на этот вопрос. Конечно, это хамор - осел. Дело в том, что слово хамор состоит из тех же букв, что и хомер - материя. Этот удивительный факт оставил неизгладимый след в еврейском мироощущении. Так, например, в комментариях и мидрашах прослеживается тенденция представлять, репрезентировать отношения человека с материальным миром его отношениями со своим ослом.

Для еврейского мудреца и праведника осел является, как правило и в первую очередь, средством передвижения, совершенно послушным его воле. Для праведника управлять ослом так же просто, как совершать небольшие чудеса: посидеть в горящей печи, воскресить нечаянно убитого товарища, разбить вражеское войско, бросая в него горстями землю. Такое впечатление, что проблема взаимоотношения духа с материей полностью решена еврейскими мудрецами, им остается только решать, когда сесть и куда направить своего осла, где остановиться и слезть с него, и с этой задачей они справляются с большим или меньшим успехом, как, например, рабби Тарфон, слезающий со своего осла в соответствии с установлениями школы Шаммая, рабби Шимон бен Элазар, встретивший и оскорбивший уродливого человека, и покинувший своего осла, дабы вымолить прощение, и многие другие.

Другое дело - не праведник, хотя и великий пророк, хотя и сказавший Израилю поэтичнейшее благословение, - Билам (Валаам). Его отношения со своей ослицей сложны и запутаны, можно даже сказать - интимны. Материальный мир - почет, власть, богатство, с детства знакомая ослица влекут к себе Валаама, подобно миражам, отвлекают его внимание от реальных опасностей, которые таит в себе каждый шаг в лабиринте еврейского текста, они заставляют его кружить по холмам вокруг еврейского стана, вовлекают его в свой круговорот и приводят к гибели в 31-й главе книги Чисел. Что ж, средство передвижения должно быть простым и надежным, и не склонным к истерическим аффектам. Если такого нет, лучше ходить пешком...

Но вернемся к Аврааму, седлающему своего осла. Вот он въезжает на нем в Иудейские горы, во главе длинной вериницы мудрецов и праведников, путешествующих на своих ослах по страницам еврейских книг. Где-то вдалеке все ищет и никак не может найти своих потерявшихся ослиц будущий царь Шауль, а навстречу Давиду спускается по склону горы, сопровождая груженных хлебом ослов, красавица Авигайль, и старый погонщик - араб предлагает на рынке ослов: на расстояние десять фарсангов - за одну зузу, на одиннадцать - за две.

Впереди, рядом с Авраамом, едет Моше рабейну - учитель наш Моисей, посадивший на ослика всю свою семью, а замыкает караван, совершающий свой нескончаемый переход, мелех а-машиах - долгожданный царь Мессия. Вот эти трое, говорит мидраш, едут на одном и том же осле, специально сотворенном для этой цели в первые дни Творения".

Бессмертный осёл, самый загадочный и малоизученный персонаж Библии. Вот о ком надо книги писать. Хотя, о нём ведь и написали, получается.

P.S. Я тут вижу очевидную связь с мусульманским бураком.

Profile

gest: (Default)
gest

April 2017

S M T W T F S
       1
2 3 4 5 6 78
9 10 11 12 13 1415
16 17 181920 21 22
232425 26272829
30      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 12th, 2025 05:57 am
Powered by Dreamwidth Studios